Мы привычно полагаем, что в поисках чудес
света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель. Ведь эпоха
Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее,
что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно
открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.
Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в
Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора
идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».
Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы —
это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов.
Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как
12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот
факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес
России. Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует
его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то,
растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но
некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это
от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.
Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и
бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные
человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А
вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с
орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя
тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои
лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И
когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они
появились здесь? Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из
языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков
назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая
легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в
истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в
Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название
народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.
А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда
самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман
увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в
ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда
точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с
тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась
местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от
нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь
единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что
Маньпупунер слыла в народе как сакральное место. В то же время эти земли могли
быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим
бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у
которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка
происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших
братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу
сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает
Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и
жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит
во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы,
пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в
запретную территорию, своего рода «место силы». «И манси, и коми однозначно
обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на
Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был
запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось
приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не
распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли
доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на
Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже
раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились
лишний раз тревожить истуканов».
КНИГИ
The Sirius Mystery. Continued
(Тайна
Сириуса. Продолжение)
The coordinates of the anomalous zones of the Earth
(Координаты
аномальных зон Земли)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.